Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ


ДЕЛО ШАЦКОГО ЖИВЁТ


В числе памятных дат, отмечаемых в стране в нынешнем году, одна напрямую касается Обнинска – как истории наших мест, так и современности. Это 140-летний юбилей со дня рождения выдающегося педагога-новатора Станислава Теофиловича Шацкого.
13 июня в московском Доме учителя состоялась научная конференция, посвященная этой дате. Основным докладчиком был член-корреспондент РАН, доктор педагогических наук Владимир Иванович Беляев, научная работа которого связана с изучением жизни и деятельности знаменитого педагога. С докладом о продолжении традиций С.Т.Шацкого в современных условиях образования на примере обнинской школы №1 выступила её директор Галина Владимировна Полякова. Ведь история старейшей в городе школы №1 имени С.Т.Шацкого отсчитывает своё начало от уникальной детской трудовой колонии «Бодрая жизнь», основателем которой был Станислав Теофилович.
Колония и отделение Первой опытной станции Наркомпроса находились на территории нынешних улицы Шацкого, стадиона «Труд», политехникума и кинотеатра «Мир». В 1918-1941 годах учебные кабинеты школы колонистов, мастерские, библиотека, квартиры педагогов размещались в особняке Морозовской дачи в нижнем парке современного Обнинска, а принадлежащие школе-колонии десятки гектаров земли с лугами, рощами, пахотными полями и огородами простирались до берега Протвы.
Но многие ли горожане знакомы сегодня с историей жизни и плодах работы С.Т.Шацкого, его ролью в развитии отечественной педагогики? Немного истории.
«Бодрая жизнь»
Станислав Шацкий родился 13 июня 1878 года на Смоленщине, в многодетной семье военного чиновника Теофила Осиповича Шацкого. По окончании московской гимназии учился в Императорском университете (ныне – МГУ им. М.В.Ломоносова) на математическом, медицинском и естественном факультетах, затем закончил Тимирязевскую академию со степенью кандидата наук и одновременно московскую консерваторию по классу вокала.
Однако карьере учёного он предпочёл работу с детьми, педагогику. Вместе со сподвижниками организует в Щелково летнюю трудовую колонию для детей из приюта, в столичной студенческой среде создает общество «Сетлемент», проводит культурно-просветительную работу среди бедняков Марьиной рощи.
Излишний «демократизм» «Сетлемента» стал причиной его закрытия, но в 1909 году общество возродилось под названием «Детский труд и отдых». В его Попечительский совет вошла помещица-меценатка М.К.Морозова, купившая в наших краях у В.П.Обнинского имение «Турлики» на берегу Протвы. В 1910 году Маргарита Кирилловна предложила Шацкому организовать в её имении детскую колонию, на что он с радостью согласился, выделила 56 десятин земли и немалые деньги на весь летний период – более 4 тысяч рублей.
В мае 1911 года в наши места прибыли первые поселенцы, в первое лето здесь отдохнули 47 детей, которых поразила и восхитила красота здешней природы. Первым домом в колонии стал большой двухэтажный барак, потом были построены школа, общежития для мальчиков и девочек, начальная школа, столовая, больничка, баня-прачечная, мастерские, электростанция и изостудия, квартиры для учителей, а чуть в отдалении – скотный двор, ферма, птичник. Вокруг – волейбольные, футбольные и баскетбольные площадки. Название колонии – «Бодрая жизнь» предложили на общем собрании сами ребята. До 1918 года проживание в поселении «Бодрая жизнь» было только в летнее время, потом оно стало круглогодичным.
Совместный труд объединял детей в единое сообщество. «Главными работами, - писал С.Т.Шацкий,- являются огородные, затем сенокос, кухня, хлебопечение, стирка белья, земляные работы и строительные, уход за  скотом и маленькое птицеводство». Со временем стали обрабатывать поля, выращивать на них рожь и пшеницу.
Позднее супруга и соратница Станислава Теофиловича, директор школы с 1919-го по 1932 год Валентина Николаевна Шацкая вспоминала: «Своими силами колонисты вместе с преподавателями собрали и установили насос для подачи воды в баню и прачечную, сделали целый ряд аккумуляторных батарей для радиоустановок на фабрике, в клубе и в деревнях, где не было электричества. Позднее был проведён водопровод в колонии и установлен движок на электростанции. В столярной мастерской изготавливали лыжи. В колонии было своё молоко, пекли свежий хлеб, мальчики умели доить коров не хуже, чем девочки, на швейных машинках мальчики тоже шили неплохо».
Детьми велась научно-экспериментальная работа по сельскому хозяйству: наблюдали за погодой, составляли чертежи почвенного слоя различных участков, заполняли таблицы урожайности по различным культурам, вели расчёты удойности молока на ферме и расчёты доходности. В кабинете естествознания изучали устройство сельхозмашин: сенокосилок, жмыходробилок, сноповязалок. В 1923 году в производственном плане школы появился раздел «Помощь колхозам». Школьники участвуют в выполнении продовольственной программы страны. В оранжерее колонии проверялись семена на всхожесть, готовили рассаду помидоров, клубники для жителей окрестных сёл, осваивали премудрости пикировки, пересадки, посадки. Колонисты снабжали крестьян молоком племенного скота, учили как правильно (по науке) ухаживать за животными.
Но не только работа. Воспитанник школы-колонии Г.Б.Кутырин вспоминал: «В колонии широко было поставлено музыкальное воспитание. Ребята учились играть на фортепьяно, был оркестр народных инструментов, отдельные колонисты играли на скрипке, баяне, были драмкружки, изостудии. В художественной мастерской ребята учились рисованию, создавали декорации, делали куклы для театра. Это давало возможность ставить хорошо оформленные спектакли, начиная от русских народных сказок до серьезных произведений Островского. В народных домах и клубах концерты и спектакли колонистов пользовались у населения огромным успехом».
В целом же Шацкий с коллегами разработали свою комплексную программу трудового, физического и эстетического воспитания. Труд ребят регламентировался, строился по интересам, ставил задачу подготовки их к взрослой жизни. Особо важной была система самоуправления в колонии, многие вопросы решались на общих собраниях. А созданная в школе-колонии самоокупаемая модель детского учреждения в трудные годы распространилась по стране.
Разумеется, упор делался на качественное обучение детей. Группа опытных учителей в тридцатые годы разработала частные методики преподавания отдельных предметов, а школа-колония признавалась лучшей школой Московской области. Многие ее выпускники благодаря высокому качеству обучения поступили и окончили вузы, военные училища, добились в жизни не малых высот.
С.Т.Шацкий скоропостижно скончался в 1934 году. В этом же году школе присваивается его имя. В 1937 году на территории школы устанавливается памятник педагогу, в 1949 году он перенесён к зданию построенной новой городской школы на улице Ленина, дом №1, где стоит и поныне. В 1961 году имя С.Т.Шацкого присваивается её правопреемнице – школе №1.
Продолжая традиции
Руководитель музея истории школы №1 Антонина Ивановна Титова проводит меня вдоль стендов экспозиции на третьем этаже, где размещены фотодокументы, информация о становлении школы от времен её предшественницы – колонии «Бодрая жизнь» до дней сегодняшних, комментирует исторические факты, с любовью рассказывает о людях с фотографий разных эпох. Сам музей сейчас на реконструкции, обновляется, а за годы его существования (открыт в 1978 году, но собирать документы, картины, письма-воспоминания воспитанников и другие экспонаты начали много раньше) в нём побывало много горожан и гостей Обнинска. В том числе, учёные из разных городов России, изучающие наследие Шацкого.
- В этом году мы нашли и установили связи с внуком, внучкой и правнуками Станислава Теофиловича, - говорит Антонина Ивановна. - Многие из его потомков, кстати, связаны с педагогикой.
Тема наследия С.Т.Шацкого, можно сказать, «сквозная» в жизни школы №1. Здесь традиционно проводились тёплые встречи с выпускниками «Бодрой жизни», ежегодно проходят научно-практические конференции школьников, защита проектов по педагогике и творчеству, материалы музея используются для конкурсных работ, неотъемлемая часть – экскурсии по местам, связанным с деятельностью С.Т.Шацкого на нашей земле. В минувшем году сотрудники школы подготовили и выпустили в московском издательстве сборник избранных работ Шацкого «Лаборатория детства».
Учебный 2017/18 год в Обнинске предваряла, в том числе, августовская конференция «С.Т.Шацкий: педагогическое наследие в современной школе», собравшая 645 педагогов города. Ещё более масштабная встреча-конференция учителей, посвященная юбилейной дате выдающегося педагога-гуманиста, намечена на этот август. Традиции сохраняются и развиваются.
А.ШИБАНОВ

23 июня 2018 г.


Газета Обнинск / Архив / Архив новостей / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name