Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ


Последний бой в калужском небе


Прошло 74 года, как на калужской земле закончились ожесточённые бои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Но наследие того времени в виде отдельных частей боевой техники, оружия, боеприпасов и других артефактов, обнаруживаемых калужскими поисковиками в ходе проводимых экспедиций, возвращают нас вновь и вновь к тем героическим и трагическим дням. Память о которых будет жить в наших сердцах...
История этого поиска началась в сентябре 2017 года, когда поисковое общественное объединение «Память» города Обнинска под руководством его командира Виталия Юдина, в очередной поисковой экспедиции в районе п.Букань Людиновского района обнаружила искорёженные взрывом и обгоревшие детали самолёта.
Имея определённый опыт поисковой работы, в том числе по подъёму авиационной техники времён Великой Отечественной войны, поисковики предположительно определили вид и марку самолёта – истребитель ЛА-5 ВВС РККА. Это предположение подтвердилось при дальнейших раскопках. Оперативно, в течение двух суток, при активной помощи поискового отряда «Никто не забыт» города Кирова, поисковики ДОСААФ России  провели раскопки места падения истребителя на глубину более двух метров, в ходе которых были найдены другие различные  детали самолёта, в том числе часть вооружения - авиационная пушка ШВАК и гильзы от неё, датированные 1942 годом. Также при раскопках были найдены костные фрагменты останков лётчика.
Для поисковиков обнаружение и поднятие самолёта с пилотом считается своего рода удачей. Но в этот раз удача при раскопках места падения самолёта омрачалась отсутствием двигателя, второй пушки, каких-либо документов пилота, других фрагментов, что помогло бы в дальнейшем многое узнать о самолёте и пилоте. Видимо, при падении самолёта был мощный взрыв, вследствие чего его фрагменты были обнаружены на всей территории поисковых работ.
Оптимизм и надежду на успех придавало наличие авиационной пушки с хорошо сохранившимися и читаемыми серией и номером - (УТ-313). В дальнейшем, именно серия и номер авиационной пушки сыграли определяющую роль в установлении  героических событий, которые произошли в марте 1943 года в калужском небе.
Благодаря взаимодействию и взаимовыручке не только калужских поисковиков,  выполняющих своё благородное дело по увековечению погибших воинов РККА в годы Великой Отечественной войны, их тщательной и кропотливой работе с архивными документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, в короткие сроки (с 9 по 11 сентября) удалось выяснить следующее: истребитель ЛА–5 прибыл с авиационного завода № 21 (г.Горький) в декабре 1942 года и был зачислен в резерв 303 истребительной авиационной дивизии Первой воздушной армии Западного фронта. В январе 1943 года самолёт был передан в состав 523 истребительного авиационного полка (Приказ №36 по 523 ИАП от 31.01.1943г.), но уже 17 марта 1943 года приказом по 523 ИАП самолёт был списан с лицевого счёта, как не вернувшийся с выполнения боевой задачи. Обстоятельства столь короткой жизни самолёта  в далёком 1943-м лаконично доносят до нас боевые документы.
«09.03.1943г. 523 ИАП имел боевую задачу 4-мя и 6-тью ЛА– 5 прикрывать боевые порядки наших войск и уничтожать авиацию противника в районе населённых пунктов Букань, Чёрный Поток, Верхняя Акимовка, Ясенок, Широковка. В 15.50 группа наших истребителей встретила 10–12 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 6 истребителей Ме-109. В ходе боя один бомбардировщик Ю-87 противника был сбит, но подбиты  были и 3 истребителя пилотируемые ст. сержантом Максимовым П.М., ст. сержантом Кривощёковым И.П., сержантом Антоновым И.И.».
Архивные документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны России, сохранили до наших дней описание воздушного боя самими участниками – испанскими пилотами, воевавшими на стороне фашисткой Германии.
«9 марта эскадрилья принесла две новые победы. Они произошли во время задания "Свободная охота", когда испанские самолеты встретились с двумя 2 ЛА-5 на большой высоте. Ст. лейтенант Рафаэль Калея Гонзалес преследовал вражеские самолеты и нагнал их. Он занял позицию позади, и открыл пулеметный огонь по одному из них, но противник сделал маневр и ушел от огня. Тогда ст. лейтенант сделал вираж, снизился и попал в цель. Самолет противника охватило пламя, он упал посреди леса, вызвав пожар. Со своей стороны капитан Антонио Алос Хереро напал на другой ЛА-5 и с третьей попытки русский самолет упал на севере Жиздры. Крылья и фюзеляж были разбиты».
Согласно оперативной сводке от 10.03.1943г. подбитый в бою пилот – ст. сержант Максимов П.М., совершил вынужденную посадку юго-западнее Мещовск-Староселье и прибыл в расположение 523 ИАП.
Предположительно, самолёт ст. сержанта Максимова П.М. сбил капитан Антонио Алос Хереро.
Пилота второго подбитого истребителя - ст. сержанта Кривощёкова И.П. сбил ст. лейтенант Рафаэль Калея Гонзалес (Oblt. Rafael Calleja Gonzales). После падения Кривощёкова, тяжело раненого в руку, с ожогами рук 2 степени и лица 3 степени, доставили в госпиталь города Киров. Ожоги лица сильно его обезобразили. В дальнейшем он проходил лечение в госпитале №1324 в городе Молотов. По ходатайству начальника госпиталя представлен к награждению орденом Отечественной войны 2 степени. Согласно архивным данным, по неизвестным причинам орден награждённому вручён не был.
Пилот третьего сбитого истребителя - сержант Антонов И.И. в оперативной сводке проходит как не вернувшийся с боевого задания, по другим - пропавший без вести. Эта скупая информация боевых документов о судьбе сержанта Антонова И.И., к сожалению, была единственной. Поиск в архивных документах свидетелей последних мгновений воздушного боя  Антонова И.И. тоже ничего не дал. Однополчане долгие 74 года ничего не знали о своём боевом товарище, единственном пилоте, не вышедшем из того воздушного боя.
И вот спустя столько лет находка калужскими поисковиками ДОСААФ России фрагментов самолёта и останков лётчика, авиационной пушки, серия и номер которой полностью совпадает с серией и номером авиационной пушки указанной в технической документации на самолёт ЛА-5, хранящейся  в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, подтверждает, что это не вернувшийся с боевого задания самолёт, пилотируемый сержантом Антоновым И.И. Почему он не мог покинуть самолёт и воспользоваться парашютом как ст. сержант Кривощёков И.П. или совершить вынужденную посадку, как подбитый в бою ст. сержант Максимов П.М., этого мы уже никогда не узнаем и можем только предполагать о его возможной гибели или тяжелом ранении в ходе боя.
Спустя 11 дней, 20 марта 1943 года приказом № 0150 по войскам Первой воздушной армии сержанту Антонову И.И. присвоено первичное офицерское звание – мл. лейтенант, но порадоваться этому Илье Ивановичу Антонову не пришлось. Он погиб, выполняя боевую задачу, прикрывая наши войска с воздуха, вытесняющие врага с калужской земли.
О нашем герое пока известно немногое. Родился он в 1916 году в городе Днепродзержинске Днепропетровской области Украинской ССР, кандидат в члены ВКП (б). Адрес матери - Антоновой Прасковьи Николаевны - город Хабаровск, ул. 3-я ДУС, д.43.
Герой Советского Союза генерал-майор С.М.Крамаренко, служивший весной 1943 года в 523 ИАП пилотом самолёта и хорошо знавший сержанта Антонова, так ответил на новость о находке калужских поисковиков: «Антонов? Ну, наконец-то его нашли!»
Совет ветеранов части во главе с председателем и последним командиром 523 ИАП (до его расформирования) гвардии полковником Фетисовым А.А. выразили калужским поисковикам под руководством Виталия Юдина и всем поисковикам благодарность и низкий поклон за очень нужный труд! «Спасибо вам огромное, дорогие ребята! Светлая память Антонову Илье Ивановичу!» - так завершалось письмо фронтовиков – ветеранов 523 ИАП, повидавших и испытавших на себе все ужасы войны, потерю сослуживцев, боевых товарищей.
Впереди у поискового молодёжного объединения ДОСААФ России Калужской области поиск родственников Антонова И.И. на его родине в Украине и в городе Хабаровске, где когда-то жила его мать. Герой будет похоронен с воинскими почестями.
Так завершился полет длиною почти в 75 лет молодого, 27-летнего летчика, отдавшего свою жизнь в воздушном бою с врагом за наше светлое будущее.
В. ДРОЗДОВ, заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Калужской области, член Общественной палаты Калужской области.

7 октября 2017 г.


Газета Обнинск / Архив / Архив новостей / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name