Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

Город

Первый. И единственный…

15 ноября 2008 года исполнилось 20 лет со дня запуска советского многоразового космического челнока «Буран» с космодрома «Байконур».
Вообще-то, это был планер, хотя сейчас его принято называть то челноком, то кораблем. В технической документации он значился как планер. Это и технически правильно, так как собственных маршевых двигателей «Буран» не имел и посадку, например, повторить бы не смог.
Это изделие 11Ф35 (первоначальное его название) было ответом СССР на так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ) США, направленную на господство в космосе. Его создавали сотни предприятий бывшего СССР в течение 15 лет. НПО «Технология» было поручено разработать технологию и обеспечить поставку теплозащитного материала для создания пассивной теплозащиты планера. 15 ноября 1988 года был произведен первый (как потом оказалось, и единственный) запуск «Бурана».
Мне посчастливилось непосредственно участвовать в разработке и поставке материалов типа ТЗМК (теплозащитный материал кварцевый) в течение десяти лет. Хотелось бы кое-что вспомнить.
Эта работа велась в теснейшем взаимодействии с Всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом стеклопластиков и волокна (ВНИИСПВ). Думаю, что ни одна другая разработка не приносила столько головной боли и неприятностей руководителям НПО «Технология» - генеральному директору А.Г.Ромашину, его заместителю А.Г.Савину и директору опытного завода Н.М.Выгорке. Да и всем другим тоже – от руководителей инженерных служб и лабораторий до исполнителей. Но это была интереснейшая, по-настоящему увлекательная работа!
В результате теснейшего взаимодействия с коллегами были разработаны материалы и технологии, позволившие заменить первоначально применявшееся французское кварцевое волокно на отечественные марки. За эту работу коллектив был выдвинут на Государственную премию по науке и технике, и в 1989 году её лауреатами от НПО «Технология» стали А.Г.Савин и Е.П.Данилов (автор этой заметки). К тому времени были отработаны рецептура и технология изготовления уникальных материалов в лаборатории 51 (В.В.Ляпин), комплекс механических и теплофизических испытаний в лаборатории 52 (В.А.Локшин), в том числе неразрушающие методики; автоматическая система управления (Н.Г.Григоренко), построен цех 96 на опытном заводе (Н.М.Выгорка) и проведено множество сопутствующих работ. Отделу технического контроля (Л.А.Зверева) и представителю заказчика (Д.А.Богатырев) тоже немало пришлось поработать.
Запуск «Бурана» дважды откладывался из-за погодных условий. Все мы, участники работ, волновались и сидели у телевизоров. Запуск был беспилотным, хотя нам было известно, что в качестве пилота готовился Игорь Волк. Точность при посадке должны была быть фантастической, и руководители проекта решили не рисковать.
Обогнув Землю дважды, «Буран» успешно сел на аэродроме с мизерным отклонением в 2,5 метра от осевой линии полосы!
Под свежим впечатлением от такого события, я тогда написал стихи, где есть такие строки:
«И в «Буране» том красивом
Наша капля пота есть.
Многолетним коллективом
Сшили «шубу» ему здесь».
Поэтические достоинства, конечно, не ахти, но – от души.
…Проект был действительно выдающийся, и «Буран» мог летать и дальше, в том числе с космонавтами на борту. После полета на его обшивке оторвались всего 15 плиток, и то в неответственных местах, на хвосте. Но грянула перестройка. «Наверху» пошли разговоры о непомерной стоимости проекта. В конце концов, в 1993 году его прикрыли. Затем «утопили» еще один важнейший проект – «Мир». А ведь это проекты оборонного значения. И если бы работы по «Бурану» были доведены до конца, может, не было бы сегодня проблемы продвижения американской системы ПРО к нашим границам.
Летавший в космос «Буран» погиб на Байконуре в результате обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса. Макет «Бурана» ОК-М, использовавшийся для прочностных испытаний, в 1999 году отдали в Центральный парк культуры и отдыха им. Горького в Москве, сделали из него аттракцион. В 2000 году сдали его в лизинг австралийцам, когда в Сиднее проводились Олимпийские игры, тоже в качестве аттракциона. Потом он оказался в Бахрейне, а теперь стал собственностью Технического музея в г. Шпейер (Германия). Стыдно оттого, что вот так обошлись не просто с национальным достоянием нашей страны, а её гордостью и славой! Это позор…
Хотелось бы поздравить всех участников работы над «Бураном» с 20-летием его успешного запуска. В бесславном конце этого уникального проекта их вины нет. Возродить этот проект сейчас невозможно, так как всё уничтожено, да и кадры – кто на пенсии, а кого уже и нет с нами.
Е.П.Данилов, лауреат Государственной премии СССР, кандидат химических наук, пенсионер.
На снимке: в одном из цехов НПО «Технология».
 
 


Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №160-161 (3062-3063) / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name