Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

Образование

Валерий Коваленко: «Любите философию!»



25 января – День студентов. Накануне этого праздника мы встретились с профессором ИАТЭ НИЯУ МИФИ, доктором философских наук Валерием Коваленко. Педагог с большим стажем, он по своей авторской методике вот уже более 30 лет прививает будущим «технарям» любовь к мудрости...

- Валерий Александрович, сейчас идет экзаменационная сессия. Как студенты сдают ваш предмет?
- Считаю, что результаты у них неплохие. Ребята стараются не получать неудовлетворительных оценок. А условия получения хороших отметок я им объяснил еще в начале сентября.
- Что это за правила?
- Прежде всего, нужно обязательно посещать все занятия. Если студент пропустил их больше четырех раз, то каждый пропущенный день он должен отработать. Есть так называемый список элитных вопросов, который изменяется в течение семестра. В результате, я «прощупываю» прогульщика по этому списку в рамках желаемой им оценки. А студент сам выбирает, какой балл он хочет в итоге получить. Моя преподавательская система позволяет человеку всегда исправить свои «двойки» и «тройки» на более высокие оценки.
...Могут ли мои студенты получить «автомат», то есть оценку «отлично» без экзамена? Могут, но для этого надо присутствовать на всех лекциях и тщательно их записывать. В конце семестра каждый студент должен получить зачет по ведению своей тетради с лекциями, я их обязательно проверяю. Если у студента нет той или иной лекции, то возвращаю ему тетрадь «на доработку» со словами: «Возьми у друга и перепиши». Только в этом случае я ставлю ему «зачет» за ведение конспекта лекций.
Чтобы получить «отлично», надо написать реферат, а потом его защитить. Причем, на раскрытие того или иного вопроса по выполненной работе даю студенту всего полторы минуты. То есть он должен понимать, о чем говорит, и взвешенно относиться к каждому слову. На оценку «отлично» нужно осветить два вопроса по реферату, на «хорошо» - один за те же полторы минуты. Помимо этого, студенты все равно сдают экзамен по философии.
- Получается, что у вас тяжело «пятерку» получить…
- Вовсе нет, 80 процентов моих студентов получают отличные оценки. Ребята стараются. Студент должен получить семь отличных оценок на семинарах, зачет за тетрадь с конспектом лекций, пятерку за реферат – все это вместе взятое и обеспечивает ему «автомат» в конце декабря.
К тому же у нас есть такое понятие, как «семичленка». Это семь основных вопросов по общей философии. А еще есть «одиннадцатичленка» - вопросы по философии науки. Чтобы получить «тройку», надо хорошо знать «семичленку», а те, кто идет на «четверку» или «пятерку», должны твердо знать все эти восемнадцать вопросов.
- Интересно, философия лучше дается юношам или девушкам?
- Девчонки всегда лучше овладевают этим предметом. Преподаю вот уже 32 года и могу сказать это с полной уверенностью. Хотя среди великих философов женщин почти нет.
- Расскажите какой-нибудь курьезный случай из вашей преподавательской практики.
- Возможно, в тот день было какое-то особое состояние атмосферы или же магнитная буря. В одной студенческой группе я задал вопрос: «Ребята, что такое причина и следствие?» Аудитория «отозвалась» гробовым молчанием. Решил, что меня разыгрывают. Следующая «пара», другая группа – тот же эффект. И в третьей группе меня ждал безмолвный ответ. Потом мне в голову пришла мысль задать этот вопрос коллегам. И умные преподаватели с большим стажем (не философы), к которым я обратился, не смогли сформулировать ответ на этот несложный вопрос. Подумал, что это какой-то психологический феномен, и его неплохо бы прояснить у профессионального психолога. У меня был один такой знакомый, кандидат психологических наук. О нем даже говорили, что он почти написал докторскую диссертацию. После подробного рассказа спрашиваю психолога: «Какое этому может быть объяснение? Неужели всем хотелось меня разыгрывать?» А он мне: «Дело не в розыгрыше, а в том, что понятие «причина и следствие» изучается только в формальной логике, а они ее не проходили…». От такого ответа специалиста я был в шоке: неужели и он решил надо мной подшутить? (смеется).
Как же я был счастлив, когда два года назад одна студентка смогла дать мне правильный ответ на этот вопрос на самом первом нашем семинарском занятии – тут же поставил ей «пять»! Теперь даже появилась традиция: на первой же лекции спрашиваю, что такое причина и следствие, и если кто-то мне отвечает правильно, сразу ставлю ему «отлично».
- Думаю, что читатели мне не простят, если не спрошу у вас определение понятия «причина и следствие»...
- Причина – это такое событие или явление, которое порождает другое событие, другое явление, которое называется следствием или действием (в классической философии эти два термина используются как синонимы). Например, брошенный камень – причина, разбитое стекло – следствие или действие.
- Интересно было бы узнать о вьетнамских студентах, которые у вас учатся. Какие они?
- Они очень упорные и старательные ребята с хорошей памятью. Говорят, что философия им очень нравится. Не знаю, насколько они понимают материал, но отвечают безукоризненно. Подавляющее большинство студентов – отличники по моей дисциплине.
Рассказывают, что у них во Вьетнаме, чтобы попасть к нам учиться, конкурс 100 человек на одно место. Наверное, это преувеличение, но все же конкурс очень жесткий. Стало быть, к нам приезжают их интеллектуальные «сливки». Правда, по-русски они говорят не очень членораздельно и точно. Но я их понимаю, поскольку на занятиях они отвечают моими фразами, которые я им надиктовываю на лекциях. И они всё выучивают только по моему тексту. Дело в том, что я студентам надиктовываю практически готовые ответы на вопросы будущих семинарских занятий, зачетов, экзаменов. Так делал и мой первый, считаю, гениальный педагог Борис Семёнович Грязнов.
...Один вьетнамский студент в течение семестра на семинарских занятиях получил три «двойки» и три «тройки». Вдруг подходит ко мне и говорит: «Вы не могли бы меня принять, чтобы я исправил все мои плохие оценки?» Начал его «гонять» по всему материалу за семестр. И что вы думаете, оказалось, он все знал «на зубок»!
- Некоторое время назад вы отметили, что интеллектуальный уровень студентов катастрофически падает...
- Так и есть, среди российских студентов интеллектуальные показатели по-прежнему ухудшаются. А вьетнамцы демонстрируют просто чудеса…Наверное, упорством берут.
- А наши студенты не говорят, что философия им не нужна?
- Раньше действительно у ребят возникали вопросы, мол, зачем нам, физикам, философия и тому подобное. Приходилось разъяснять, что философия - это русский литературный язык современной науки. Она дает углубленное знание понятийного аппарата ваших технических и общих наук. Всегда говорил, что основная причина непонимания студентами текстов (математических, физических, технических) – это нечеткое владение ими значениями терминов, встречающихся в тексте. Расплывчатость и неопределенность знания понятий и приводит к недопониманию научных текстов. А философия дает хорошее углубленное понимание, например, того, что такое эксперимент, научное наблюдение, научное измерение, моделирование и т.д. Как можно читать научно-технический текст, не зная четко, что это такое?
- Общаясь с молодыми людьми, сами заряжаетесь от них юношеским оптимизмом, задором?
- Несомненно. У меня есть интересные ребята-студенты, которые любят задавать мне каверзные вопросы, чтобы поставить в тупик. И мне кажется, они довольны моими ответами.
- Что бы вы хотели пожелать студентам?
- Любить науку. А поскольку философия – это язык науки, то, конечно, любите философию!
А.СИГУТИН.




Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №9 (3744) / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name