Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

Культура

О.Демидов: «Театр - это кафедра»

 

Буквально на днях завершился восьмидневный театральный марафон Обнинского открытого театрального фестиваля «МИГ». Восемь театров представляли свои лучшие постановки. Наряду с профессионалами перед зрителями выступили четыре любительских театра нашего города: студенческий театр ИАТЭ Юлии Носовой («Фотоаппараты» П.Гладилин), театр «ДЕМИ» Олега Демидова («Маленький принц»А.Экзюпери), народный драматический театр Веры Бесковой («Номер 13» Р.Куни) и молодёжный театр Надежды Казанской («Три товарища» Э.М.Ремрк). В конкурсной программе фестиваля также приняли участие театры «Предел» Владимира Деля («Интимный дневник отличницы» В.Павлова, г.Скопин) и «Синий краб» Елены Шульгиной («Братья львиное сердце» А.Линдгрен, г. Нижний Новгород). Калужский драматический театр, привёзший пьесу Г. Сукачёва «Дом восходящего солнца» (режиссёр Александр Плетнёв) и Школа-студия МХАТ, показавшая постановку пьесы А.Введенского и Д.Хармса «Пять подвигов» (режиссёр Михаил Овчинников), участвовали во внеконкурсных показах. И всё это случилось благодаря инициативе режиссёра обнинского театра «ДЕМИ». – Олега Демидова.

- Олег, ты являешься организатором театрального фестиваля. Хочется услышать немного об истории его создания.

Я даже не об истории скажу, а о том, что мы в этом году впервые объединили две компоненты фестиваля: внеконкурсные показы гостей фестиваля и сам конкурс. Я пригласил на фестиваль сильные спектакли. Считаю, что у гостей, есть чему поучиться и любителям, и профессионалам. Стараюсь воспитывать зрителя, особенно молодёжь. Хочу, чтобы они не просто разглядывали народных артистов в антрепризах, а поняли, что театр — это кафедра. Я считаю, что такой формат фестиваля, как в этом году, идеален. Фестиваль проходил на разных площадках – ГДК, ФЭИ и в «Эврике». С его организацией мне помогали все – кто чем мог. Владимир и Татьяна Савины «кормили» детей из Нижнего Новгорода и жюри. Многие артисты и гости фестиваля жили у моих друзей. Александр Авдеев выделил отдельный грант для Калужского драматического театра. Благодаря этому обнинцы смогли увидеть один из лучших спектаклей – «Дом восходящего солнца».

-И вы шли к этой форме восемь лет...

Нет. На самом деле фестиваль проводился с разной периодичностью. Например, между шестым и седьмым фестивалем прошло четыре года. Эта история длится уже лет 15 лет.

- Что изменилось за это время в театральной жизни Обнинска?

У нас выросли хорошие театры. Это отмечают все. Сегодня никто уже не спорит с тем, что четыре обнинских театра с разной эстетикой, со своим репертуаром и своей аудиторией, собирающие полные залы, достойны высокой оценки.

- Уже известны победители. Жюри выбрало лучших. Что получил конкретно ты?

Я получил специальный приз жюри за концептуальное режиссёрское решение. И очень этому рад, потому что, взяв за основу сказку Антуана де Сент-Экзюпери, я перенёс действие из пустыни географической в «пустыню жизни» современного подростка. Причем, не изменив ни одного слова.

- Зачем тебе понадобилось менять ткань сказки Экзюпери? Она ведь и сама по себе несёт мощную философскую нагрузку?

росил подавляющее количество подростков, которые были на этом спектакле, у них очень положительные впечатления. И, наверное, очень мало взрослых, которые поняли, зачем я это делаю. Мне важно найти путь к зрительскому вниманию подростка. Если это будет восприниматься, как некий театральный рэп, который я не очень люблю, но, которым увлечена вся молодёжь, я буду этому очень рад. После спектакля одна девчонка мне сказала, что у неё было такое чувство, будто она час смотрела ролики в мобильном телефоне. Собственно говоря, я этого и добивался.

 

- Олег, я несколько о другом. О том, что людям знакомым со сказкой, сложно сразу правильно воспринять идею постановщика, поскольку на прежний текст наложены иные события. С одной стороны, ты, как режиссёр, усилил образы, приблизил их к современному зрителю, а с другой — у человека начитанного начинает раздваиваться восприятие происходящего.

Готовясь к постановке, я прочёл всего Экзюпери, все его дневники, «взрослые» произведения, наполненные философским смыслом. Так получилось, что, создав своё самое значительное, самое философское произведение — сказку «Маленький принц», Экзюпери погиб. Ушёл. Всё, что он хотел сказать на протяжении своей жизни, он сказал в этом произведении, в форме притчи, сжав её до размеров сказки. Ведь, что такое философия? Мне кажется, что философия — это, когда ты делаешь выводы из жизни. Философия — это не лекция по философии, которую читает тебе профессор, и даже не родительские наставления уму-разуму. Уму-разуму человек набирается сам.

- Ты считаешь, что, посмотрев твой спектакль, подростки сделали правильные выводы? Или им было интересно смотреть, потому, что это о них самих?

Подобные диспуты разворачивались, когда по TV шёл сериал «Школа». Спорили о том, что будут делать подростки, посмотрев этот сериал: пойдут ли они курить, пить и колоться или всё-таки всё правильно поймут и не пойдут? Но, оказалось, что подростки, в большинстве своём, не смотрели этот сериал. А спектакль они посмотрели. И... я подумаю над твоим вопросом.

Мне было интересно смотреть твой спектакль. Но я смотрела, и думала о подростках: поймут ли, задумаются ли они о том, зачем всё это им рассказывают?

Такого рода осмысление происходит не мгновенно. Я отвечаю, по крайней мере, за тех, кто находится рядом со мной. За моих артистов, за их друзей. Ещё до постановки спектакля мы много и долго разговариваем о том, что хотел сказать автор, что можем сказать зрителю мы.

 - Сколько артистов вашего театра стали профессионалами?

Было четверо. Но Семён Барков, сыгравший в спектакле главную роль, на время оставил театральный институт. Поэтому – трое: Марк Богатырёв – артист Московского художественного театра, Софья Лебедева – студентка второго курса школы-студии МХАТ и Мария Росткова — актриса театра Образцова. Это те, кто поступил за последние годы. Но и раньше были ребята, для кого театр стал судьбой. Одни стали актёрами, несколько человек окончили режиссёрский факультет. Один из учеников, который работал у меня художником по свету, стал известным кинорежиссёром.

- Я обратила внимание на то, что жюри было именитое.

- Уже известны победители. Жюри представляли настоящие профессионалы. Театральный педагог — Роза Тольская, известная своими постановками по всему миру. В этом году она поставила спектакль в Дании. Несколько лет назад — в Америке. В Калужском драматическом театре она поставила семь спектаклей. В жюри работали калужская актриса, заслуженная артистка России, признанная «Актрисой года России» — Надежда Ефременко и московский режиссёр Олег Степанов, поставивший спектакль в театре им. Н.В.Гоголя и успешно работающий в провинциальных российских театрах.

- Я поняла, что на фестивале было много номинаций. И никто не остался без награды.

ротив, мы решили ограничить количество номинаций. У нас было всего семь дипломов лауреатов и три специальных приза. Номинации были учреждены заранее, а спецпризы жюри учреждало самостоятельно, и они достались трём театрам: театру Юлии Носовой, Веры Петровны Бесковой и театру «ДЕМИ». И я очень рад тому, что два прекрасных обнинских актёра, которые много лет играют в театре, получили заслуженные награды. Это Игорь Склизков и Даша Добрая (бывшая Сизова). А также рад за великолепного художника и настоящего подвижника своего дела - Алексея Пономарева, который придумывал все декорации Молодежного театра и буквально с нуля «построил» ретро-автомобиль.

 

- Обратила внимание, что ты всё взвалил на себя – от продажи билетов до работы осветителя. Не доверяешь никому или всё гораздо проще?..

Не доверяю. Потому что понимаю – ошибки исправить будет гораздо сложнее. На мой взгляд, легче всё сделать самому, чем потом исправлять ошибки. У меня была проблема — за два дня до фестиваля председатель жюри отказалась работать. Её не отпустили на работе. А всё потому, что там произошёл конфликт. И мне пришлось срочно искать замену.

- Тебе не обидно сидеть в провинции, когда возможностей в столице больше?

Может это нескромно прозвучит, но мне предложили работать в центре Мейерхольда в Москве. А буквально вчера, Плетнёв, режиссёр Калужского драмтеатра, предложил поставить спектакль в Туле. Но мне так нравится здесь. Мне нравится жить в Обнинске, и заниматься режиссурой, и ни на что не отвлекаться. Я отвлекаюсь только на путешествия по Европе и посещение тамошних театров.

- Значит ты счастливый человек?

- Ну, да.

- Что-то я таких людей не встречала.

Я знаю, по крайней мере, двоих таких человек и оба живут в Обнинске. Это - Гвоздев и Романов. Они мои хорошие приятели и в чём-то единомышленники.

- О чём ты мечтаешь?

Конкретно – мечтаю о «свете». Нужно менять освещение в театре, то есть – софиты. Недавно город подарил нашему театру «звук». И это многое изменило в постановках. Мечтаю снять кресла в зале и вместо них положить подушки. Таким образом, сцена станет выше. Пространство в зале «Эврики» всем очень нравится. Дель, режиссёр театра «Предел» назвал его одним из лучших помещений по объёму. Просто там всё уже старое и с этим надо что-то делать. Когда мы вместо кресел положим подушки, то спектакль можно будет играть где угодно. В том числе и в зрительном зале.

- А лауреаты-то кто?

- Лауреатами стали: Игорь Склизков, актёр обнинского Молодёжного театра за лучшую мужскую роль второго плана; Екатерина Стафурова, актриса скопинского театра «Предел» за лучшую женскую роль; Дарья Добрая (Сизова), актриса обнинского театра ИАТЭ за лучшую женскую роль второго плана. Также лауреатами стали: обнинский Молодёжный театр - «За лучшую сценографию»; театр из Нижнего Новгорода «Синий краб» - «За лучшее пластическое решение спектакля» и режиссёр скопинского театра «Передел» Владимир Дель - «За лучшую режиссуру»;.

Специальными призами жюри были награждены: Юлия Носова, режиссёр театра ИАТЭ - «За яркое воплощение актуальной темы»; ваш покорный слуга - «За концептуальное режиссёрское решение»; Вера Бескова, режиссёр обнинского драматического театра - «За честь и достоинство».

Гран-при фестиваля получил театр «ПРЕДЕЛ» за спектакль по пьесе Веры Павловой «Интимный дневник отличницы».

Н.НИКУЛИНА

Фото Д.Масленникова.

На снимках: В.Жарский с дипломом специального приза жюри театру Веры Бесковой «За честь и достоинство»; лауреат фестиваля Дарья Добрая (Сизова); слева направо:Ирина Дель, режиссёр теара «ПРЕДЕЛ» Владимир Дель и лауреат фестиваля в номинации «За лучшую женскую роль» - Екатерина Стафурова; сцена из спектакля Калужского драматического театра «Дом восходящего солнца».

 

 



Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №156 (3566) / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name