Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

Образование

К 100-летию первой школы. В.Рогожин: «Главное - зажечь факел»



В далеком 1911 году на территории будущего г.Обнинска была открыта детская трудовая школа-колония «Бодрая жизнь» с программой трудового, физического и эстетического воспитания.
В 1919 году школа была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса). Она оказала большое влияние на развитие педагогики, психологии, разработку методов обучения и воспитания детей и подростков.
После кончины С.Т.Шацкого школе-колонии было присвоено его имя и установлен памятник на территории школы.
Когда началась Великая Отечественная война, педагоги и дети были эвакуированы. Старшие воспитанники добровольно ушли на фронт.
Восстановленная после войны школа в 1946 году с началом строительства будущего Физико-энергетического института стала наследницей школы-колонии им. С.Т..Шацкого и лучших ее традиций.
В этом году город отметит 100-летие своей первой школы.
Мы беседуем с директором школы №1 Василием Викторовичем Рогожиным, отличником просвещения, интересным и скромным в самооценке человеком. Он окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института. По направлению отработал три года в школе села Яковцево Вяческого района Горьковской области, два из которых был заведующим учебной частью. Потом — Обнинск, и с 1985 года он - директор школы №1 им. С.Т.Шацкого.
-Василий Викторович, школа приближается к большому юбилею. Что сегодня востребовано ее образовательной программой из идей известного педагога Станислава Теофиловича Шацкого? Или его имя уже просто символ?
-Нет, не символ. Он для нас — маяк. Станислав Теофилович был в педагогике новатором, им и остается.
Когда я еще не знал ни города Обнинска, ни его первой школы, нам в институте преподавали историю педагогики. Говорили и о Шацком, но больше о Макаренко. Сейчас, можно сказать, наступило время Шацкого. Макаренко — борец, идеолог, выдающийся советский педагог. Его активно поддерживали Горький, Сталин. В отличие от него Шацкий ратовал не только за перевоспитание «трудных» детей, формирование из них идеологических борцов, но и за формирование личности, воспитание общечеловеческих ценностей, таких черт как порядочность, любовь к труду, чувство прекрасного, уважение к старшим. Вот это сегодня особенно важно.
Наша школа много занимается педагогическим наследием С.Т.Шацкого и его соратников. В школьном музее у Л.А.Тарасовой, кроме четырехтомника работ Шацкого, есть много статей, публикаций, огромная историческая экспозиция. Такому богатству позавидует любой музей.
Дети узнают о Шацком с первого дня обучения в школе. Первый урок — посещение школьного музея, работает лекторская группа.
Учителя, приходя к нам на работу, начинают понимать, чего все это стоит. Поэтому в школе, как отмечают многие, особая атмосфера доверия, человечности, поддержки. У нас никогда не бывает раздоров, склок и тому подобных явлений как среди взрослых, так и среди детей. Это — прямое следствие традиций, заложенных С.Т.Шацким. И эта система работает независимо от времени. Кстати сказать, у нас нет текучести кадров, несмотря на то, что в других школах зарплата педагогов бывает и повыше, поскольку она связана с наполняемостью классов.
-Школа как институт образования стоит на пороге больших перемен. Насколько глубоки они будут?
-Реформа грядет крутая. Вспоминаю замечательную советскую школу, считавшуюся лучшей от первого класса и до выпуска из вузов. Эта система включала и профтехучилища, и техникумы. И по содержанию все получали базовое академическое образование. Но это время прошло...
-Но почему решили реформировать эту сферу? Может, по нынешним меркам академическая система слишком затратна?
-Советская система отвечала своему времени. И если бы мы продолжали ее отстаивать, нас не поняли бы ни дети, ни родители. Настали новые времена, пришли новые технологии. Все стало другим. Что поделаете, если дети не читают и родители не видят в этом необходимости, поскольку есть Интернет? Конечно, менять систему образования необходимо — и ее содержание, и подход. Вот с подходом я согласен: надо вести ученика к знанию, научить учиться. И раньше спорили, что важнее: «зажечь факел» или «наполнить сосуд»? Важнее «зажечь факел». Новые федеральные стандарты на это нацелены.
Наша школа является базовой площадкой по экспериментальному введению ГОСТ нового поколения. Три школы города уже работают по новым стандартам в начальной школе. У нас три таких класса.
-Недавно на достаточно представительной конференции я услышала из уст кандидата педагогических наук фразу о том, что современная школа готовит потребителей, тогда как советская развивала творческие начала личности.
-В этом утверждении есть рациональное зерно, но я считаю и пытаюсь ориентировать школу не на воспитание потребителя, а на то, чтобы человек был адаптирован к современной жизни и социализирован. Называя вещи своими именами — был бы активным, предприимчивым, не терялся в любой ситуации и умел контактировать с людьми. Это - не потребитель. Это — другой подход и другая цель. И родители не позволят нам работать иначе. Школа выполняет социальный заказ, и у нас родитель всегда прав. Сегодня главная задача школы — воспитать ребенка так, чтобы он был приспособлен к окружающей действительности.
-Новые стандарты вводятся поэтапно. Меньше всего ясности по программе старших классов. Что предполагается в части базовых и прочих дисциплин?
-Новые государственные стандарты вышли для младшей школы и среднего звена. Стандарты для старших классов еще не утверждены, и можно обсуждать и критиковать проект. Но как только он станет законом — все, обязаны выполнять С одной стороны — учитель, с другой — чиновник. Физкультура, ОБЖ и загадочный предмет «Россия в мире» - для всех. Наряду с ними существуют пять направлений, из которых ученик может выбрать по одному предмету, поэтому, идя в 10-й класс, он уже должен знать, куда пойдет учиться дальше. Количество предметов и учебных часов ограничено: 10 предметов и 30-36 часов.
-Не слишком ли рано ставим подростка перед таким серьезным выбором?
-Этот вопрос, как и многие другие, бурно обсуждается. Складывается мнение, что мы меняем одну систему (академического образования) с ее успехами и недостатками на другую, которая воспитывает ученика, способного отвечать за свой выбор.
-Что это — дорога «в незнание» или переход к платному школьному образованию?
-Конечно, не обойдется без платных услуг. Рассчитанный объем знаний не устроит родителей и учеников, намеренных учиться дальше. Если они захотят получить что-то сверх лимита, то за это придется платить.
Эти преобразования — настоящая революция для старшей школы. Я не говорю, хорошо это или плохо, просто констатирую факт. Главное для школы — научить ребенка учиться, используя новейшие средства обучения и самоподготовку. И без репетиторов, конечно, не обойтись.
-И последний вопрос, который сегодня волнует очень многих: о введении курса православной культуры в школе.
-Меня несколько удивляет, что он так активно ставится и внедряется. У нас ясно записано в Конституции, что церковь отделена от государства. У нас — гражданское общество, а следовательно, церковь — самостоятельная организация. Кроме того, в нашем обществе многие люди исповедуют другие религии. Так что, если такой предмет будет введен, то должен вестись не по православным канонам, а на культурологической основе.
У нас есть предмет «Российская художественная культура» (РХК), там и религиям уделено достаточно внимания. Наша и мировая культура — иконопись, живопись, архитектура — дают богатый познавательный материал. У нас работает внутришкольная программа «Истоки». Не мы ее придумали. В программе принимают участие и родители при формировании классов. Истоки не отождествляются исключительно с христианством. Это понятие значительно более широкое и полное, включающее историю и дохристианской Руси и вообще истоки всех российских народов. К слову, наш ансамбль «Друженька» изучает и представляет различные традиции — обрядовые, художественные, народного костюма...

Во время нашей беседы раздался телефонный звонок. Речь шла о приеме в школу №1 двоих детей из ближнего зарубежья. По-русски они не говорят совсем, без переводчика учить их невозможно. Вот обнажилась еще одна проблема современной российской школы. Но это отдельная тема. Наша же беседа закончена, и я желаю Василию Викторовичу успехов в нелегком деле внедрения новых стандартов. Дай Бог, чтобы с наименьшими потерями.
Д.ГАБРИАНОВИЧ.
Фото Д.Владыкина.




Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №60 (3470) / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name