Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

Культура

«Наивные художники. Кто они?»


9 февраля в городском музее истории состоялась открытие выставки наивного искусства
«Наивные художники. Кто они?».
Экспозицию открыл заведующий выставочным залом Павел Шубин.
- Несмотря на сложность экспозиции, - сказал он, - в этот по настоящему зимний день у нас цветут цветы, разъезжают на волшебной рыбе необычные красотки, живут таинственные звери. Выставка получилась тёплой, доброй и, несомненно, яркой. Это настоящий праздник наивного искусства. Мы давно контактируем с Музеем наивного искусства. Там выставлялся наш художник Валерий Акинфеев. Его работы получили признание и были хорошо приняты в Москве. Эту выставку мы собирались показать в прошлом году, но удалось открыть только в этом.
Коллекция из 70-ти живописных работ из фондов московского Музея наивного искусства привлекла большое количество зрителей, в том числе школьников и обнинских художников.
Небольшая справка из Википедии (свободной энциклопедии):
Наивное искусство (naive art) — одно из направлений примитивизма 18-19 вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.
Директор и основатель Музея наивного искусства, заслуженный работник культуры РФ Владимир Грозин и главный хранитель фондов Лариса Ртищева рассказали о создании музея, об особенностях, отличающих наивное искусство от примитивизма и других течений. После официальной церемонии Лариса Дмитриевна провела интересную профессиональную экскурсию по выставке, подробно рассказала не только о наивном искусстве, но и о жизни и творчестве художников.
Жизнь и судьба любого художника отражается так или иначе в его работах. В случае с наивными художниками влияние судьбы на творчество можно возвести в квадрат. Толчком к тому, чтобы наивный художник стал писать, всегда служит мощный стресс. Что-то очень хорошее или очень плохое должно произойти в жизни такого человека, чтобы стать отправной точкой для выхода подсознательных образов во вне. В нашем случае — на холст. Поэтому рассказ Ларисы Ртищевой о творчестве сопровождался автобиографическими справками о жизни авторов представленных картин. Среди авторов экспозиции - строитель, ставший инвалидом в молодом возрасте, бомж, член Академии наук, водитель-испытатель троллейбусов, священник, много женщин, которые, как известно, легче оперируют с подсознательными образами.
Хранитель фонда Музея наивного искусства дала чёткое определение наивного художника. Надо, заметить, что она не смешивает самодеятельных и профессиональных художников с наивными. Теперь, имея возможность познакомиться с этим видом творчества глубже, мы никогда больше не спутаем наивного художника с художником-примитивистом или с самодеятельным художником. А всё потому, что примитивисты — профессионалы, а самодеятельные художники способны развиваться. Наивный же художник к этому не стремится.
Наивное искусство занимает свою чёткую и определённую нишу — между народным и профессиональным. Наивные художники во многом следуют традициям народного искусства, а профессиональные художники, так называемые «примитивисты», в свою очередь, многое заимствуют у наивного искусства.
Помнится, в своё время члены общества «Бубновый валет» делали совместные выставки с наивными художниками. Но эта практика была утрачена и до сей поры не восстановлена. О чём многие знающие художники сожалеют. В том числе и директор Музея наивного искусства Владимир Грозин.
На моей памяти в Обнинске – это первая подобная экспозиция. Как бы много ни кричали об очередном сенсационном открытии в наивном искусстве, на самом деле о нём известно очень мало. Ведь порой и профессионалы принимают «наивные» картины то за народный лубок, то за примитив, то за отдельное течение современного искусства - фэнтези.
Важная деталь, объединяющая наивных художников и объясняющая притягательность их творчества для нас с вами, – это искренняя любовь к искусству и стремление к прекрасному.
Самовыражаясь наивный художник нисколько не заботится о том впечатлении, которое должна произвести его работа. Может быть, именно поэтому случается обратное: впечатление от любой, даже очень плохо написанной картины остаётся надолго. А впечатление, скажу я вам, - товар дорогой. Разве не на эмоциях строятся наши отношения друг с другом и держится мир?
Поздравляем обнинский музей с удачной выставкой, необходимой во всех отношениях. Она будет работать до 27 февраля.
P.S. А сотрудники обнинского музея, в свою очередь, поздравляют с творческим успехом обнинского художника Павла Вольфсона. В марте-апреле 2011 года в Омске пройдет Всероссийская художественная выставка «Пастель России». От Калужской организации Союза художников России в ней примут участие два художника, прошедшие строгий отбор на региональной и республиканской выставках. Один из них – наш земляк, член ВТОО «Союз художников России» Павел Вольфсон. Профессиональное жюри отобрало три (!) его работы для участия в этой престижной, представительной выставке. Поздравляем Павла Семеновича с творческим успехом.
Н.НИКУЛИНА.
Фото Д.Владыкина.




Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №18 (3428) / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name